А. В. Гайда, В. Р. Дубичев. КРИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ . Глава 5. Идеология политических партий.

А. В. Гайда

В. Р. Дубичев

КРИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

 

Глава 5. Идеология политических партий.

 

«Режим без партий, это режим без демократии».
Морис Дюверже

 

5.1 Идеология однопартийной системы СССР.

 

Вопросы политических партий, причинах их возникновения, партийных систем (однопартийная, двухпартийная, многопартийная), характера отношений политических партий и политических режимов и т.д. довольно подробно изучен в отечественной и зарубежной литературе. Достаточно указать на одного из классиков теории политических партий М. Дюверже (1917 — 2014 гг.) и его работу «Политические партии», вышедшую в 1951 г. и переведенную многие языки мира.

Наши размышления мы ограничим анализом российской традиции возникновения политических партий, которая оказала решающее влияние на становление политической системы СССР, и была предметом острой дискуссии в постсоветской России.

Истоки партийного строительства в СССР, понимании роли политических партий тянутся к теории классовой борьбы основоположников марксизма-ленинизма.

«История всех до сих пор существующих обществ, — полагали К. Маркс и Ф. Энгельс, — была историей борьбы классов». Эта фраза была впервые опубликована в 1848 г. в тексте Манифеста Коммунистической партии.

Тем самым все общественные отношения оказываются так или иначе, как бы нанизанными на стержень классовой борьбы. В этой борьбе побеждает тот класс, который обладает классовым сознанием, понимает свои классовые интересы.

Поскольку интересы буржуазии и её сознание не совпадают с объективным ходом исторического развития (по Марксу — ложное сознание), то и перспективы у неё нет.

Носителем противоположной тенденции потенциально, а далее и актуально выступают эксплуатируемые классы, пролетариат. Как результат – классовая борьба за своё освобождение, мятеж, бунт, восстания, революции. Пролетариат, по идее основоположников марксизма, кладет конец периоду существования антагонистического общества, эксплуатации человека человеком, осуществляет скачок из предыстории в подлинную историю человеческого общества. В этой борьбе пролетариат превращается из класса в себя = в класс «для себя».

Еще в «Принципах коммунизма» Ф. Энгельс утверждал, что во многих отношениях положение раба лучше, чем пролетария, ибо каждый раб является собственностью своего господина и последний заинтересован в существовании раба. Первоначально рабочие не поднимались до осознания своих классовых интересов, и необходимости практического действия за их осуществление. Чем больше и глубже развивается антагонизм между рабочими и буржуазией, тем больше просыпается в рабочем классе пролетарское классовое сознание, растет дух сопротивления, организованности, сознательности. Пролетариат, не оформившийся и не осознающий свои классовые интересы, ещё не выступает как класс, хотя к классовому сознанию его ведет ход борьбы буржуазного общества.

К. Маркс и Ф. Энгельс проследили основные ступени становления рабочего класса, превращения его в социальный субъект. Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельных буржуа, которые их непосредственно эксплуатируют. На этой ступени борьбы рабочие направляют свои удары не столько против существующих общественных отношений, сколько против орудий производства. Они уничтожают машины, поджигают фабрики. На этой ступени рабочий класс способен в основном только на стихийную борьбу, так как она «не подчиненна общему плану свободно объединившихся индивидов». В революции 1848 г. «можно только по пальцам сосчитать людей, которые хоть сколько-нибудь понимают, в каком направлении следует искать это освобождение».

С развитием промышленности пролетариат растет не только количественно, но и качественно. В столкновениях между отдельными рабочими и отдельными буржуа «временами побеждают и рабочие, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих».  [90]

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 534.

В. И. Ленин, анализируя борьбу в России конца 18 в., отметил, что стачечное движение «придется признать прежде всего стихийным». [91]

  1. Ленин В. И. Пол. Собр. Соч., т.6, с. 29.

Стихийная борьба представляет собой «в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности… рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали, — писал В. И. Ленин, — не скажу, понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабский покорностью перед начальством. Но это было все же гораздо более проявлением отчаяния и мести, чем борьбой». [92]

  1. Там же с. 29-30.

Сравнивая стачки 60-70-х годов в России со стачками 90-х годов, В. И. Ленин отмечал, что стачки 90-х годов показывают гораздо более проблесков сознательности, ибо здесь выставляются определенные требования, рассматривается наперед каждый момент. В. И. Ленин делает вывод о том, что бунты были просто выступлениями угнетенных людей и не более, а систематические стачки 90-х годов выражали уже собой «зачатки классовой борьбы, но именно только зачатки. Взятые сами по себе, эти стачки были борьбой тред-юнионистской, но ещё не социал-демократической, они знаменовали пробуждение антагонизма рабочих и хозяев, но у рабочих не было, да и быть не могло сознания непримиримой противоположности их интересов всему современному политическому и общественному строю, то есть сознания социал-демократического. В этом смысле стачки 90-х годов, несмотря на громадный прогресс по сравнению с «бунтами», оставались движением чисто стихийным». [93]

  1. Там же. С. 30.

Стихийная борьба угнетённых против угнетателей, таким образом, ещё не есть классовая борьба в истинном смысле этого слова, ибо классовая борьба есть борьба политическая. Более того, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что стихийная борьба пролетариата сама по себе и не сделается «настоящей классовой борьбой». Для этого необходима крепкая организация революционеров, революционная партия, задача которой состоит в том, чтобы помочь пролетариату выработать сознание социал-демократическое, ибо своими «собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское». [94]

  1. Там же с. 30.

Тем самым основоположники марксизма наглядно показали, что политическая партия является средством борьбы за власть, и всегда отдавали приоритет организованной партии. Что не совпадает с позицией М. Дюверже, который полагал, что «развитие партий оказывается связанным с развитием демократии».

Поскольку идеология марксизма-ленинизма исходила из принципа, что классовая борьба приведет при построении социализма, и тем более при коммунизме, первоначально к устранению антагонизмов классов, а со временем и к упразднению классовых противоречий, то это с необходимостью привело к однопартийной политической системе. Нет классовой борьбы – нет необходимости в многопартийности.

Между тем, монополия КПСС на государственную власть была официально закреплена лишь в Конституции СССР в 1936 г. в статье 126:

«Наиболее активные граждане, и наиболее сознательные представители рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются в Коммунистическую партию СССР, которая выступает авангардом трудящихся в их борьбе за укрепления и развития социалистического строя и является руководящим ядром как всех организаций трудящихся, так и органов государства».

Однопартийность, таким образом, естественное следствие марксистской доктрины, поскольку партия есть политическое выражение определенного социального класса, основанное на марксистско-ленинском учении как единственно верной идеологии.

 

5.2 Политические партии Российской Федерации.

 

Для того чтобы разобраться в существующей партийной системе Российской Федерации, применим метод исторического анализа. История возникновения системы раскрывает особенности современных политических реалий, в которых граждане реализуют своё политическое право на создание общественных организаций, участвуют в политической конкуренции и претендуют на власть.

С конца 1980-х годов в стране начался сложный период становления многопартийной политической системы. В острых политических конфликтах рождался новый общественный договор, исключающий монополию на власть Коммунистической партии Советского Союза. В последующий, переходный период, который закончился в 1993 г., основным источником дискуссий по вопросу политической организации общества стало столкновение сторонников двух принципиально разных концепций.

Один лагерь отстаивал позиции парламентской республики — с неограниченной партийной свободой, главенством представительных органов власти над исполнительной властью. В рамках этой концепции избранные на выборах партии получали право формировать правительство России.

Сторонники традиционной для России сильной исполнительной власти настаивали на необходимости учета исторических традиций страны и на ограничении партийной деятельности рамками парламентской демократии. Концепция была реализована в 1993 г. в формате «сильной президентской власти». Оставим без обсуждения вопрос в какой степени концепция «президентской власти» отвечала историческому опыту России, а в какой была привнесена из опыта организации власти в США, Франции. Вероятно, влияние оказало и то и другое. Но не будем забывать о том, насколько политические элиты, население России 90-х годов были открыты для влияния западных подходов к организации жизни в стране. Запад в те годы во многом был идеалом, образцом, альтернативой уходившему социалистическому устройства общества.

Один из биографов первого Президента США Д. Вашингтона указывает: «В отличие от многих республиканских теоретиков, которые недоверие к правительственной власти и, особенно, к централизованной правительственной считали ценностью самой по себе, Вашингтон видел в сильном, энергично действующем федеральном правительстве лучшую гарантию свободы и безопасности граждан. Так, отчетливо подчеркнутый Мэдисоном в газете федералистов федеративный элемент не нравился ему, потому что во время войны он узнал правительства штатов более как мешающий фактор. Он уважал их конституционные права, но не мог себе представить „разделение власти“ с ними. Он понимал президентство как символ национального единства и как инструмент формирования еще не сложившегося американского характера населения».

Формирование нового общественного договора в партийной сфере началось в марте 1985 г. на XXVI съезде КПСС.

Генеральный секретарь партии М. С. Горбачев провозгласил политическую реформу по известной формуле «гласность — перестройка — ускорение».

Летом 1988 г. на партийной XIX конференции КПСС было принято решение внести в Конституцию страны ряд поправок, в том числе о создании Съезда народных депутатов, о кооперации, отмене статьи 6 Конституции и признании многопартийности.

Далее процесс образования партий приобрел лавинообразный характер.

В 1989 г. Министерством юстиции СССР была официально зарегистрирована Либерально-демократическая партия Советского Союза (ЛДПСС), которая стала первой официальной альтернативной КПСС политической партией союзного уровня. С принятием закона СССР от 09.10.1990 г. «Об общественных объединениях» стала возможной официальная регистрация политических партий на республиканском уровне, первыми из которых стали зарегистрированные Минюстом РСФСР 14 марта 1991 г. Демократическая партия России, Социал-демократи­че­ская партия России, Республиканская партия Российской Федерации.

В течение двух последующих лет право на участие в выборах получили 196 партий и движений.

Сторонники монопартийной системы власти пытались взять реванш. 18 августа 1991 г. для сохранения партийной власти и предотвращения распада СССР членами президиума ЦК КПСС и Правительства СССР был организован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). События августа 1991 г. получили в истории России название «августовский путч».

19 августа 1991 г. по радио начиная с 8.00 утра, а затем и по Центральному телевидению СССР в информационной программе «Время» дикторами был зачитан официальный текст под названием «Заявление Советского руководства»:

«В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127/7 Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу.

В целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества.

Исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Союза Советских Социалистических Республик, руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей

ЗАЯВЛЯЕМ:

  1. В соответствии со статьей 127/3 Конституции СССР и статьей 2 Закона СССР о правовом режиме чрезвычайного положения и идя навстречу требованиям широких слоев населения о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечения законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР, на срок 6 месяцев, с 4 часов по Московскому времени с 19 августа 1991 г.
  2. Установить, что на всей территории СССР безусловное верховенство имеют Конституция СССР и Законы Союза ССР.
  3. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР), в следующем составе:
  1. Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза ССР.

Янаев, Павлов, Бакланов, 18 августа 1991 г.».

22 августа ГКЧП был разогнан, а 6 ноября этого же года Указом Президента России Бориса Николаевича Ельцина КПСС была запрещена.

1993 г. стал судьбоносным для политической системы России. В современных исследованиях достаточно скупо отображаются события того года и крайне редко цитируется принципиально важный для понимания логики дальнейшего развития политической конструкции власти в России Указ Б. Н. Ельцина № 1400.

В 1993 г. конфликт между Верховным Советом народных депутатов, возглавляемым Р. Хасбулатовым, и президентом РСФСР Б. Н. Ельциным достиг апогея. Как известно, в Москве произошел ряд трагических событий: попытки захвата Останкино со стороны Верховного Совета, ответная атака на Белый дом, закончившаяся расстрелом здания танками и арестом его защитников. Сейчас ушли в историю трагические эпизоды страшных событий, в том числе участие Русской православной церкви, пытавшейся примирить противоборствующие стороны, практически забыты жертвы вооруженных столкновений сторонников Верховного Совета и Ельцина.

Концепция нового устройства партийной системы была высказана и сформулирована в Указе Б. Н. Ельцина № 1400, который, по сути дела, образовал новую политическую реальность, новое политическое устройство РФ. Политический закон ввёл чрезвычайное политическое положение в стране, ликвидировал систему Советов народных депутатов. До того система власти строилась на основе Советов — в условиях запрета Коммунистической партии в управленческой системе Советы народных депутатов играли главенствующую роль.

Акт политической воли Б. Н. Ельцина перечеркнул надежды сторонников республиканского парламентаризма на завоевание власти. В России утвердился догмат «сильной президентской власти».

В истории России вновь возникает Государственная дума: первые выборы думского состава депутатов прошли 12 декабря 1993 г.

Принято считать, что эти первые выборы новой демократической России «президентская сильная власть» проиграла. Внешне это действительно выглядело так: высшее руководство страны демонстрировало шок от результатов, пресса смаковала подробности триумфа В. В. Жириновского и его партии ЛДПР (23 % голосов); лидеры пропрезидентского либерального Демократического выбора России пытались списать свой второй результат (16 %) на неготовность к демократии и на неразвитость политической системы в постсоветской стране; КПРФ с третьим результатом (12 %) справедливо указывала на мощную антикоммунистическую кампанию, которая сотрясала в то время страну.

Б. Н. Ельцин не решился на создание трибунала, на котором бы судили коммунистов за их преступления перед Россией и российским народом — по примеру Нюрнбергского трибунала, но был весьма близок к этому. Была уже создана комиссия по подготовке Антикоммунистического трибунала и собирались архивные документы. Курировал работу комиссии Г. Э. Бурбулис.

Тем не менее объективный исследователь прикладной политологии должен признать, что на драматичных выборах 1993 г. президентская власть решила три главные задачи. Решила путем грамотного конструирования набора основных «политических предложений», которые были предоставлены «политическому потребителю» — избирателям. Лояльный к власти избиратель, вдохновленный демократическими преобразованиями страны, сторонники Б. Н. Ельцина проголосовали за Демвыбор. Приверженцы консервативных ценностей широкого спектра — от националистов до традиционных семейных традиций — отдали голоса ЛДПР. Необходимо помнить, что в те годы два общественных тренда формировали умонастроения россиян: завышенные ожидания от демократии и рынка и самоопределение России как национального русского государства.

Обескуражило политических администраторов то, что ЛДПР, которая должна была занять второе место, обогнала провластную партию, но в целом этот локальный просчет не меняет позитивных в целом для власти результатов. А в лояльности ЛДПР сомневаться не приходится, что подтверждает вся последующая история этой партии.

По результатам выборов переходного периода 1993 г. начала складываться современная российская парламентская партийная система. Данная система предполагает реализацию общественной активности граждан в рамках нескольких устоявшихся, имеющих предысторию, мощных партий. Все прочие общественные проекты, претендующие на власть, вытесняются на обочину политической жизни и сознательно маргинализируются. Подобные системы работают в США, Англии и многих других государствах с богатыми демократическими традициями.

Наиболее очевидно концепция сознательного конструирования партийного ландшафта реализована в США. Разумеется, в Америке есть полный набор всевозможных «политических предложений» — вплоть до Коммунистической партии США.

Но реализовать претензии на реальную политическую инициативу и уж тем более получить власть, можно только в рамках двух политических партий — Республиканской и Демократической партий США, разница между партийными платформами которых носит весьма условный характер, что является постоянной темой для язвительных замечаний американских сатириков. Но замысел «отцов-основателей» США был прагматичен: создать партийную конкуренцию между двумя партиями, которых объединяют общие ценности — приоритет интересов США, национальная безопасность, признание системы политического устройства страны и экономического уклада. А полем для межпартийной конкуренции является обсуждение сценариев, подходов к достижению общих целей. Не более того.

Все прочие политические партии США находятся на обочине политической жизни и играют роль демократических статистов. Как и задумывали «отцы-основатели» Америки.

Выборы в Государственную думу 1993 г. носили характер чрезвычайных и относились к переходному периоду, что сказалось и на сроке работы первой демократической Думы — два года. На политическом поле появилось несколько относительно сильных политических партий при сохранении множества слабых. При этом была сохранена возможность создания избирательных блоков и объединений непосредственно для участия в выборах.

Следующие выборы в Госдуму 1995 г. несли в себе куда более серьезные риски для развития страны. Фактически произошел коммунистический реванш: выборы в Госдуму 1995 г. выиграла Коммунистическая партия РФ, набрав 22 % голосов. Лишь избыточное количество политических игроков, принимающих участие в выборах депутатов, снизило последствия политической победы коммунистов, не позволив им получить контрольный пакет в составе Думы. Победа была, но воспользоваться ее плодами в виде обладания реальной властью КПРФ не смогла.

К распределению мандатов в Думе 1995 г. по результатам голосования приступило 23 участника выборов. Многие из этих партий сегодня помнят только специалисты. Большинство же участников выборов остались за пределами Думы, например, Партия любителей пива, иначе как политический анекдот сегодня не воспринимаемая.

Многопартийная концепция порождала короткоживущие избирательные образования, блоки, и в каком-то смысле эта эфемерная деятельность отвечала настроениям населения начала и середины 90-х гг.: высокая активность на грани политической суеты соответствовала завышенным ожиданиям от новой, демократической системы устройства общества и высокой общественной активности населения. Люди соскучились за годы советской власти по самостоятельному участию в политической жизни и ринулись в омут политических баталий с энтузиазмом неофитов.

К концу 90-х гг. система начала давать сбои, общественная активность пошла на спад. Помимо максимальных возможностей самореализации на политическом поле, стали проявляться минусы многопартийной модели: не структурированность политического поля, политический хаос, отсутствие политической ответственности короткоживущих политических феноменов, существующих буквально несколько месяцев. Блоки и объединения создавались за несколько дней до выборов, а после дня голосования исчезали подобно фирме «Рога и копыта», оставляя обескураженных избирателей наедине с обещаниями, щедро раздававшимися в период предвыборной агитации.

На выборах 2000 г. кандидат в Президенты Российской Федерации В. В. Путин выдвинул политический лозунг о необходимости «диктатуры закона». К этому времени в общественном мнении страны четко обозначилось горькое разочарование в идеалистических представлениях начала 90-х: рынок и конкуренция не стали источниками благосостояния населения, избыточная политическая конкуренция привела к безответственности выборных органов власти.

Фиксировалась и усталость избирателя от избытка применяемых избирательных технологий на выборах, от их агрессивности, объема и разнообразия агитационной продукции, отсутствия какой-либо связи между обещаниями партий и последующей работой избираемых выборных лиц.

Предложенная В. В. Путиным и на деле реализованная реформа партийной системы уже через несколько лет дала свои результаты: на выборах в Госдуму 2003 и 2007 гг. сформировалась понятная, стабильная и ответственная политическая система парламентских партий.

Система парламентских партий была закреплена в России в начале 2000-х гг. путем принятия федеральных законов. По федеральному закону «О политических партиях» 2001 г., все партии должны были пройти перерегистрацию. За партиями закрепился статус единственного вида общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Одно из важных положений закона — установление единого общенационального статуса политической партии и, как следствие, ликвидация региональных и межрегиональных политических общественных объединений.

До 2004 г. минимальная численность партии по закону была 10 тысяч человек. В декабре 2004 г. были внесены поправки, предусматривающие минимальную численность членов партии в 50 тысяч и наличие более чем 45 региональных отделений. К 1 ян­варя 2006 г. всем партиям следовало представить документы, доказывающие соответствие их партийных структур требованиям закона о минимальной численности и количестве региональных отделений.

В 2012 г. парламентские политические партии были освобождены от сбора подписей и внесения денежного залога для выдвижения кандидатов от партий, восстановлены выборы глав субъектов Российской Федерации.

Если в 90-е депутаты Государственной думы избирались исключительно по одномандатным округам, то в 2000-е годы политические партии получили право формировать половину состава Госдумы по партийным спискам. Партии, представленные в парламенте, могли выдвигать кандидатов на региональных и муниципальных выборах без сбора подписей и без внесения залогов — на партийных конференциях. А вскоре принцип формирования законодательных собраний по партийным спискам был опущен и до уровня регионов и представительных органов власти крупных городов.

Эти решения создали питательную среду для усиления влияния и численности парламентских партий.

Логика построения политической системы России, представленной исключительно двумя или тремя мощными «электоральными машинами», была нарушена событиями 2011 г.

Попытка реализации «цветной революции» в России в 2011 г. была направлена на уничтожение национально ориентированной, сильной российской власти. Попытка не удалась, но заставила российскую власть внести ситуативные изменения в принципы организации политических партий. Была упрощена регистрации новых партий, дабы предоставить возможность политической реализации социально активным гражданам, не находящим себе места ни в одной из четырех на тогдашний момент парламентских партий. 20 марта 2012 г. Государственная дума России утвердила президентский законопроект о снижении минимального состава политических партий. Для того чтобы создать партию и претендовать на власть, необходимо иметь всего 500 членов партии. Как следствие, за два последующих года в России было зарегистрировано около 100 новых партий.

Либерализация привела к тому, что, начиная с 2012 г. активизировалась лоялистская политическая жизнь, снизились протестные настроения и в целом степень недоверия к политической и избирательной системам РФ.

По итогам выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации 2021 г.  в России существует пять парламентских политических партий:

«Единая Россия»;

Коммунистическая партия Российской Федерации;

«Справедливая Россия – патриоты – за правду»;

Либерально-демократическая партия России;

«Новые люди».

 

5.3 Идеология конституционализма в деятельности политических партий России.

 

На современном этапе деятельность политических партий Российской Федерации регулирует федеральный закон №95-ФЗ от 11.07.2001 г. «О политических партиях».

Данный федеральный закон в полной мере соответствует господствующей либеральной идеологии, сформированной в 90-е годы прошлого столетия.

Преамбула закона повторяет нормы Конституции Российской Федерации:

«В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач».

Базовым правовым основанием для регулирования деятельности политических партий, в полном соответствии с конституционными принципами, определяется право человека на политическую деятельность, либо отказ от таковой.

В главе 1. Общие положения статья 1. Предмет регулирования указано:

«Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации».

В той же главе статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии:

«Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий».

Закономерным является и тот факт, что федеральный закон не предъявляет политическим партиям Российской Федерации не только каких-либо требований идеологического характера, но и даже таких, которые относятся к так называемой «идеологии конституционализма», являются фундаментальными идеологическими принципами: защита суверенитета Российской Федерации и её территориальной целостности, духовно-нравственных ценностей и т.д.

Так, статья 22. Программа политической партии устанавливает:

«1. Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач».

Данная либеральная позиция раскрывается и в статье 3. Понятие политическая партия и ее структура:

«1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления».

В пункте 4 статьи 3 устанавливаются «Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе». Таковыми являются:

«Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов)…».

Этим какие-либо требования, установления государственной власти Российской Федерации к политическим партиям, на основе деятельности которых формируются государственные и муниципальные органы власти, исчерпываются. Безусловно, с учетом общих ограничений на публичную деятельность, установленные Конституцией Российской Федерации. Так, установлен запрет на осуществление экстремисткой деятельности. Закон не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

При этом оговорено, что включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Исключение, сделанное в федеральном законе «О политических партиях» в отношении социальной справедливости необходимо, так как данный федеральный закон действует в условиях конституционных норм статьи 13 пункта 5 Конституции Российской Федерации, которые запрещают создание и деятельность общественных организаций, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушают целостностью Российской Федерации, подрывают безопасность государства, создают вооруженные формирования, разжигают социальную, национальную и религиозную рознь.

Отметим, что федеральный закон «О политических партиях» воспроизвел в тексте базовые для либерального идеологического комплекса права человека, в данном случае право человека на объединения в политические партии, но проигнорировал конституционные нормы, связанные с целями общественного развития.

Авторы федерального закона «О политических партиях» в преамбуле, исходя из конституционного принципа признания многопартийности и политического многообразия, пошли гораздо дальше Конституции Российской Федерации. Закон гарантирует «равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач».

Мы опускаем требования федерального закона, которые носят технический регламентирующий характер по созданию, функционированию и прекращению деятельности политической партии. Зафиксируем, что в перечне основных целей политических партий Российской Федерации: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборах, нет ни одного, которое бы раскрывало политическую природу этих объединений граждан, устанавливало бы общественные цели развития российского государства, определяло задачи формирования гражданской идентичности. Даже в постановке ограничений на разжигание национальной, социальной, религиозной розни, федеральный закон не устанавливает востребованных государством принципов, регулирующих данные сферы общественной жизни в желаемом государству направлении.

Что именно не могут делать политические партии — федеральный закон устанавливает. Но умалчивает о том, что должны делать политические партии Российской Федерации в публичной политической сфере, на каких принципах должны формироваться программы политических партий, что является для членов этих партий общегражданскими принципами, в чём именно возможна партийная конкуренция.

Буква и дух федерального закона «О политических партиях» является одним из самых ярких примеров того, как в правовых формах закреплялась либеральная модель государственной идеологии России в 90-е годы прошлого столетия.

Обратимся к программам парламентских политических партий России, парламентским на момент написания данной работы.

Авторы работы обратились к актуальной на данный момент программе Либерально-демократической партии России (ЛДПР), представленной на официальном сайте партии. Программа носит краткий, эмоциональный характер и раскрывает 6 тезисов:

Русские нужны всему миру;

Труд людей нужно уважать;

Без науки нам смерть;

Сильные должны помогать;

Россия – больше, чем Москва!

Правда нужна всем.

Лидеры и представители ЛДПР выступают в поддержку национальных традиций, русского языка, исторического наследия и памяти, сохранения единства и суверенитета страны.

Несмотря на упоминания либерализма в названии партии, одним из главных идеологических постулатов ЛДПР является государственность: выразителем интересов общества является российское государство, принимается историческое наследие Российской империи, подвергается резкой критике советский период жизни России, отношение к постсоветской России носит сложный характер – не опровергается отказ от социалистической идеологии, но критикуются  антигосударственные, антинародные решения либеральной власти 90-х годов. Необходимо учитывать ярко выраженный вождистский характер ЛДПР: программа партии в большей степени раскрывается в выступлениях основателя партии В. В. Жириновского, нежели в партийных документах. На выборы Президента Российской Федерации 2024 г. партия пошла с лозунгом «Дело Жириновского живёт». В целом представления ЛДПР соответствуют консервативному идеологическому комплексу.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) в актуальной программе партии, размещенной на официальном сайте, выступает как последовательный сторонник марксистко-ленинской идеологии, противник существующего политического режима, непримиримый критик других парламентских партий.

Так в программе указано:

«Россия находится на крутом изломе своей истории. Обманом и насилием страна возвращена к капитализму. Это путь социального регресса, ведущий к национальной катастрофе, гибели нашей цивилизации.

Коммунистическая партия Российской Федерации вела бескомпромиссную борьбу против реставрации капитализма, разрушения Союза ССР и уничтожения Советской власти. КПРФ выступает единственной политической организацией, последовательно отстаивающей права людей наёмного труда и национально-государственные интересы. Стратегическая цель партии — построение в России обновленного социализма, социализма XXI века». [95]

  1. Программа партии. https://kprf.ru/party/program.

Необходимо отметить, что в программе КПРФ провозглашается борьба за «единство, целостность и независимость Отечества», при одновременном требовании воссоздания «братского Союза советских народов». Признается необходимость построения в России социализма с учетом исторического опыты нашей страны.

Партийная идеология КПРФ последовательно реализует в практической партийной деятельности коммунистическую идеологию, противопоставляя основные принципы социалистической организации государства либеральной модели идеологии, реализованной в России с начала 90-х годов прошлого века.

Исходя из коммунистической идеологии, КПРФ по ряду направлений не только не совпадает с идеологией конституционализма, изложенной в своё время Председателем Конституционного суда Российской Федерации В. Д. Зорькиным, но и в определенной степени противоречит нормам Конституции Российской Федерации. К примеру, таковым является отношение КПРФ к различным формам собственности.

КПРФ в своей партийной программе, в отличие от основоположников марксизма-ленинизма, не ставит прямо задачу революционного захвата власти с целью утверждения диктатуры пролетариата и уничтожения иных классов. Но тема борьбы за власть с целью преобразования российского общества на основе коммунистической идеологии присутствует:

«Первый этап. На этом этапе решается задача установления демократической власти трудящихся, широких народно-патриотических сил во главе с КПРФ. Для ее достижения коммунисты организуют народные массы в борьбе за их социально-экономические, политические интересы, возглавляют выступления людей труда, ветеранов и молодежи в защиту своих законных прав».

Политическая партия «Справедливая Россия – патриоты – за правду» (СР) на своём актуальном сайте декларирует приверженность «новой социалистической» идеологии, которая сочетает представления партийцев о социальной справедливости в контексте коммунистической идеологии, с организацией экономической жизни страны на базе представлений консервативной и либеральной идеологий.

Так в программе партии указано:

Программа нашей партии основана на базовых ценностях социализма: Справедливости, Свободе и Солидарности.

Новый социализм – это современная рыночная экономика, обеспечивающая развитие социально ориентированного государства. Мы за честную конкуренцию, за предпринимательство и частную инициативу. Но мы против превалирования интересов капитала над интересами общества. Мы за рыночную экономику, но не за рыночное общество!» [96]

  1. https://spravedlivo.ru/

Лидеры СР изначально позиционировали партию как «левой опоры» Президента Российской Федерации. Данная позиция была реализована в формировании социалистической идеологии партии, не нацеленной на революционное преобразование существующего политического режима: партия сосредоточилась на вопросах социальных обязательств государства, сделала прагматичную работу по улучшению качества жизни россиян основой своей практической деятельности.

Несмотря на некоторую идеологическую противоречивость, идеология СР не противоречит идеологии конституционализма Российской Федерации. Так, в вопросах национальной политики СР декларирует:

«Россия – страна, которая в ходе многовековой истории сумела органично объединить разные народы, религии и культуры. Эта уникальная ситуация нуждается в постоянном внимании со стороны общества и государства. Единство многонационального народа должно укрепляться общими ценностями, идеями, общегражданской идеологией, прочно скрепляющими живущих в России людей разных национальностей и конфессий».

Актуальная программа парламентской политической партии «Новые люди» (НЛ) является, вероятно, самой краткой в своём изложении идеологических основ деятельности. Тем не менее, выступления лидеров партии, программа, опубликованная на официальном сайте, позволяет позиционировать НЛ как либеральную политическую партию. Так, в предвыборной программе политической партии «Новые люди», выдвинувшей зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации Даванкова Владислава Андреевича, указано:

«Как и все, мы мечтаем о мирной и великой России. Но для нас величие — это когда страну не только боятся из-за военной мощи, но и уважают за прорывы в науке и технологиях, спорте и культуре. Величие — это гордость за уровень жизни и достаток людей. Гордость за страну, где каждый честным трудом может добиться бесконечно многого.

Мы предлагаем России эту альтернативу:

  • мир и переговоры. Но на наших условиях, а не откате назад
  • больше денег городам и регионам — вместо накачки федерального центра деньгами
  • качественное образование и медицина — вместо сокращений школ и больниц
  • свобода слова и мнений — вместо нетерпимости и доносов
  • открытость и прагматизм — вместо поиска новых врагов».

Либеральным представлениям об организации государства, экономики, социальных отношений соответствуют тезисы партии о необходимости «сокращении доли государства», требования «понизить глубину вмешательства в человеческую жизнь», повысить роль новой политической культуры на базе самоорганизующихся сообществ людей.

Современное российское государство лидерами НЛ воспринимается как негативное явление. Партия считает необходимым строить экономику России на основе частной конкуренции, в условиях, когда финансовые потоки минимально регулируются государством.

Наиболее развернутое представление о партийной идеологии возможно получить в отношении политической партии «Единая Россия» (ЕР). Материал для изучения огромен – заявления лидеров, материалы партийных съездов, программы кандидатов на выборах различного уровня. Данное обстоятельство представляется естественным, учитывая позицию ЕР как правящей партии Российской Федерации. ЕР обладает большинством мандатов в Государственной Думе, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в региональных парламентах, в большинстве местных Дум. Партия поддерживает действующего Президента Российской Федерации В. В. Путина. Экс-президент Российской Федерации Д. А. Медведев – лидер политической партии «Единая Россия».

В целом политическая программа ЕР ярко выраженный идеологический продукт, основанием которого является консервативная идеология. Безусловно идеология ЕР соответствует установкам идеологии конституционализма. Но необходимо учитывать, что партия создавалась как политическая платформа, объединяющая людей различных политических взглядов, и по этой причине программа партии и её последующая история является более сложным идеологическим продуктом, нежели только консервативный.

Именно эта партия брала на себя роль инициатора реформ в сложных экономических сферах, например, по вопросам собственности, земельной собственности, которые носили, объективно говоря, либеральный характер. С другой стороны, партия выступала в поддержку тех политических решений федеральной власти, которые проистекают из советской истории России, социалистических идеологических принципов. Например, признание преемственности Российской Федерации СССР.

«Единая Россия» образована 1 декабря 2001 г. при объединении движения «Единство» с избирательными блоками «Отечество — Вся Россия» и «Наш дом — Россия». В программе партии, опубликованной на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, в редакции съезда партии «Единая Россия» от 1 декабря 2001 г., говорится:

«Россия выходит на новый рубеж своего развития. Благодаря труду и мужеству всех россиян, воле ответственных политических сил неуклонно преодолевается кризис последних лет. Опорой развития страны стала консолидация нации вокруг курса на укрепление законности и порядка в стране, экономическую и политическую стабильность, повышение благосостояния граждан.

В новых условиях жизненно важным становится объединение всех сил, способных взять на себя ответственность за судьбу России, сплоченных вокруг благородных идей и целей, которые близки и понятны подавляющему большинству граждан страны.

Нас, членов Всероссийской партии «Единство и Отечество», объединяют общие ценности: Свобода, Закон, Справедливость и Согласие».

ЕР заявила о себе как о партии государственников, что является родовым признаком современной российской консервативной идеологии:

«Сильное государство. Мы хотим видеть Россию государством, в котором неукоснительно соблюдаются Конституция и обеспечивается правопорядок, действуют сильные и ответственные органы власти и правосудия, эффективный государственный аппарат. Россия должна стать страной, в которой сотрудничество всех ветвей власти определяет своей целью благо гражданина».

В то же время, свое влияние оказывал и либеральный подход к России, приоритет прав и свобод человека:

«Страна свободных людей. Будущая Россия — страна свободных людей, где защищены права и свободы личности, где человек сможет обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье, выполняя свои обязательства перед обществом и государством. Каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод».

В завершающей части программы ЕР нашло отражение видение идеологических принципов правящей партии Российской Федерации, являющихся реакцией, ответом на имеющиеся вызовы и угрозы нашему государству:

«Россия ищет ответы на грозные вызовы противоречивого современного мира, переосмысливает свое прошлое, оценивает реальные возможности в настоящем, устремлена в будущее. Путь к нашим целям будет долгим и непростым. Но начинать его можно и нужно уже сегодня, прямо сейчас.

Нашими общими усилиями XXI век должен стать веком величия и процветания России». [97]

  1. https://minjust.gov.ru/ru/pages/programma-i-ustav-vserossijskoj-politicheskoj-partii-edinaya-rossiya/.

По классификации М. Дюверже партию «Единая Россия» можно отнести к доминирующей партии России. Доминирующая партия – это не просто партия парламентского большинства или мажоритарная партия. Это крупнейшая партия государства, дистанцирующаяся от других партий на протяжении длительного времени, но главное, по мнению М. Дюверже, общественное мнение доверяет доминирующей партии больше, нежели другим политическим партиям. Статус доминирующей партии отражает скорее не количественные характеристики, а качественные.

М. Дюверже писал:

«Доминирующая партия — это партия, которая отождествляется с какой-то определенной эпохой; ее доктрина, ее идеи, ее методы, в известном смысле сам ее стиль совпадают с соответствующими характеристиками эпохи… Кто кого создал по своему образу и подобию: эпоха партию, или партия эпоху, — вопрос риторический; но само тождество их бесспорно… Доминирование — скорее феномен влияния, нежели проблема количественного измерения; а равно здесь перед нами и феномен веры. Доминирующая партия — партия, которой общественное мнение больше других верит. Эту веру можно сравнить с той, что определяет легитимность власть имущих: они отличны друг от друга и все же родственны между собой. Даже противники доминирующей партии и граждане, отказывающие ей в своих голосах, признают ее превосходство и влиятельность: это для них прискорбно, но — факт».  [98]

  1. М. Дюверже. «Политические партии». М., Издательство Академичекий проспект. Издание 4-е. 207. Стр. 378.

Другими словами, доминирующая партия – это партия национальной государственной идеологии, объединяющая большинство в обществе, партия гражданской идентичности.

Отношение идеологий политических партий к государственной идеологии и к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, лежащих в основе общероссийcкой гражданской идентичности, единого культурного пространства страны, должно быть в основе программной деятельности политических партий России.

Завершим рассмотрение вопроса идеологии политических партий удивительно актуальной мыслью И. А. Ильина:

«Политические партии не должны делиться по принципу личного, группового или классового интереса. Они призваны служить не лицам, не группам и не классам, а родине, народу, государству. Поэтому каждая партия обязана иметь программу всенародной справедливости, всенародного органического равновесия; программу общим государственных интересов; программу сверхклассовой солидарности; программу естественных прав, учитывающую все слои и все классы. Партий может быть несколько, много. Однако они не смеют расходиться друг с другом на тто, чьи интересы они «защищают»; ибо все они призваны защищать общие интересы. Расхождение их может касаться лишь того, какие интересы суть солидарные, общие, всенародные, государственные, сверхклассовые и какая система органического равновесия спасительная для страны». [99]

  1. И. А. Ильин. Путь к очевидности. М., Издательство «Республика». 1994. 430 стр. Стр. 269.