А. В. Гайда, В. Р. Дубичев. Идеология национальной и этнокультурной политики России

Предмет исследования – национальная политика России. На этом этапе авторы используют термин национальная политика как общеупотребимый, казалось бы для многих интуитивно понятный, и зафиксированный в нормативно-правовом корпусе России. В 2012 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Приближение окончания периода, обозначенного в Указе Президента Российской Федерации, является дополнительным поводом для исследования теории и практики организации уклада жизни многонациональной России, для попытки выработать научно обоснованный, подкрепленный практикой общественных отношений подход к пониманию национальной политики современной и будущей России.

Тема по объективным причинам является предельно сложной. Национальная политика России — исторический процесс, отражающий противоречивость и динамичность изменения государственного устройства России. На понимание, а точнее было бы сказать, на непонимание национальной политики оказывают влияние различные философские, религиозные, политические системы, неопределенность понятийного аппарата, скоротечность социальных процессов современного мира, переживающего драматичный период глобальной многоуровневой трансформации.

Сложность и в том, что исследованию подвергаются человеческие сообщества, зачастую находящихся в сложных отношениях между собой. Немногие исследователи рискуют браться за исследование бурно переживаемых аспектов духовной жизни общества, будучи сами участниками этих отношений. Как справедливо отметил американский ученый, автор «Психоистории» Ллойд Демоз: «трудно и опасно научно объективно исследовать культ Бога находясь внутри глубоко верующего общества». Эта же мысль верна и в отношении изучения межнациональных отношений, основ государственной национальной политики.

Авторы статьи поставили перед собой задачу проследить процесс формирования национальной политики России. Как и в предыдущих статьях, посвященных изучению методологии и понятийному аппарату идеологии, государственной идеологии России, авторы последовательно исповедуют базовый принцип организации своего исследования: национальная политика России является сферой реализации государственной идеологии. В национальной политике проявляется конструкция государственной идеологии, господствующей в каждый конкретный исторический период.

Содержание, функция национальной политики российского государства определяется особенностями самого государства. Российская Федерация одно из крупнейших в мире многонациональных государств. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в России 193 национальных принадлежностей, такой термин использован методологами переписи. Принципиально важно подчеркнуть, что национальную принадлежность россияне определяли самостоятельно, на основе принципа самоидентификации с той национальной общностью, к которой они сам себя причисляют.

По данным отчета Федеральной службы государственной статистики «Основные итоги Всероссийской переписи населения. Национальная принадлежность и владение языками» количество национальных принадлежностей растет. В 2002 г. было зафиксировано 182 национальных принадлежностей. В 2010 г. – 193. В 2020 г. – 194. При этом государственная статистика регистрирует увеличение количества граждан России, которые не отнесли себя к какой-либо национальной принадлежности. В 2020 г. таковых было 16,6 миллиона граждан, тогда как в 2010 г. только 5,7 миллиона человек.

Напрашивается вывод о увеличении количества национальных принадлежностей граждан России за период как минимум ста лет, но статистические данные носят непрочный характер. Перепись населения Российской империи в 1897 г. проводилась по вероисповеданию и родному языку. Царская Россия выстраивала национальную политику с акцентом на конфессиональную принадлежность и принадлежность к языковым группам, но не по национальностям. Подданные Российской империи конца 19 века говорили на 140 языках. В литературе зачастую указывается, что в начале 20 века в Российской империи, а после в СССР было более 100 национальностей. Но выявить национальный состав территории, относимой к современной Российской Федерации не является целью нашего исследования. Остановимся на объективно подтвержденных данных о росте числа национальных принадлежностей с начала 90-х годов, что, по-видимому, является результатом реализации государственной национальной политики.

Уникальность государственной национальной политики России определяется: во-первых, особенностью федеративного устройства государства, когда наряду с субъектами Российской Федерации, образованными по территориальному принципу, существуют субъекты Российской Федерации, образованные по национальному принципу; во-вторых, неопределенностью основных понятий при определении целей и задач в реализации национальной государственной политики, таких как нация, народ, национальность, этнос, национальное меньшинство, национальная политика, этническая политика и т.д.; в-третьих, отсутствием чёткой системы правового регулирования межэтнических отношений; в-четвертых, переходом государственной идеологии от либеральной к консервативной.

Проблема идеологии национальных отношений и этнокультурной политики в Российской Федерации носит не только теоретический характер, но и относится к практике управления общественными отношениями в данной сфере.

Как было указано выше, заканчивается срок действия одного из основополагающих документов, регулирующих государственную национальную политику, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. Будет принят новый документ. Между тем, даже в чисто теоретическом плане на данный момент нет однозначной трактовки понятийного аппарата. Не определив исходные понятия, мы каждый раз будем сталкиваться с содержательной неопределённостью концепции государственной национальной политики. Другой важнейшей проблемой, является незавершенность процесса формирования современной, адекватной ситуации и вызовам, государственной идеологии, и как следствие, государственной идеологии в сфере национальной политики, которая бы пришла на замену деградировавшей, не отвечающей времени либеральной государственной идеологии, сформированной в 90-е годы. На взгляд авторов, такой альтернативой, носящей характер модернисткой идеологии является современный российский консерватизм, рассмотрению которого мы посвятили предыдущие статьи.

Сформулируем исходную дилемму. Государственная национальная политика ставит перед собой задачу развития этносов, гармонизацию межнациональных отношений 194 национальных принадлежностей (по данным всероссийской переписи 2020 г.), или государственная национальная политика реализуется в целях формирования гражданской, политической общности – нации?

 

Государственная национальная политика новой России.

 

В 1996 г., параллельно с интеграцией России с Европейским Союзом, политическое руководство страны активно занялось формированием основ национальной политики в новых условиях, продиктованных политическим и экономическим устройством государства. Задача стояла объективно сложная, учитывая давление опыта межнациональных отношений в Советском Союзе, востребованность в новых подходах к важнейшему элементу внутренней политики демократического государства, и требования, которые формулировались европейскими чиновниками в ходе интеграционного процесса с Европой. История права 90-х годов в национальной сфере представляется важнейшим элементом формирования политического домостроительства современной России.

Правотворчество и практическая реализация принципов совместного проживания различных национальностей в рамках одного политического национального проекта, в Европе и России имеет ряд общих черт, явно взаимовлияющих друг на друга, но также и существенные различия, проявившиеся уже на ранних стадиях реализации проекта «Большая Европа».

В Заключении ПАСЕ №193 «По заявке России на вступление в Совет Европы», подготовленным в январе 1996 г., требования к России в сфере национальной политики практически исчерпывалось условием:

«Подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, строить свою политику в отношении меньшинств с учётом принципов, сформулированных в Рекомендации Ассамблеи 1201 (1993 г.), сделав их частью правовой и административной системы страны и воплотив их в повседневную практику».

Кроме того, условием было «подписать и в течение одного года после вступления ратифицировать Хартию региональных языков и языков меньшинств». [1]

  1. Парламентская Ассамблея Совета Европы. Заключение №193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 2996 года).

Отчасти к национальной политике можно отнести требование Европейского Союза к российской стороне отказаться от какой-либо активности в «ближнем зарубежье», отказавшись от самого термина. На практике исполнение данного условия означало отказ России от какой-либо деятельности за пределами государства в пользу русскоязычного населения сопредельных стран.

Изучая данный вопрос, необходимо учитывать специфику принципов построения Европейского Союза. Сфера национальной политики отнесена к деятельности членов ЕС. Декларативно союзные структуры не фокусируют своё формальное внимание на подобного рода вопросах внутренней политики, сосредоточившись на экономических темах.

В соответствии со статьями 2—6 Договора о функционировании Европейского союза в исключительную компетенцию ЕС входят законотворчество и заключению международных соглашений по направлениям: таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика, общая торговая политика.

К совместной сфере деятельности союзных структур ЕС и государств членов — ЕС относятся: внутренний рынок, социальная политика, сельское хозяйство и рыболовство, окружающая среда, энергетика, транспорт и так далее.

Собственно, такое положение дел является обоснованным прежде всего потому, что Европейский Союз изначально ставил перед собой решение задач наднационального характера. В свою очередь, в основе организации и реализации наднациональной политики Союза лежат три принципа: партнерство, субсидиарность, дополняемость. Партнерство означает тесную координацию действий между Европейским Союзом, национальными правительствами, региональными и местными органами власти. Субсидиарность как одна из основ федерализма означает, что проблемы должны решаться там, где они возникают, а «вверх» передаются только те полномочия, которые не могут выполняться (или выполняются неэффективно) «внизу». Принцип дополняемости означает, что аккумулируемые ресурсы для поддержки регионов должны складываться из дополняющих друг друга источников: средств ЕС и национальных (общественных и частных) инвестиций.

Таким образом, рассуждая о национальной политике Европейского Союза, на практике мы говорим о национальной политике членов Союза, прежде всего наиболее значимых национальных государствах – Германии, Франции, Италии и некоторых других. Не случайно, сотрудничество России и Европейского союза в сфере национальной политики, изучение и использование опыта западных стран на российской почве происходило в рамках межгосударственных, зачастую, в качестве межрегиональных проектов.

Эти особенности Европейского Союза объясняют отсутствие чёткой и единой национальной политики, с одной стороны. С другой – крайнюю невнятность и противоречивость деклараций и публичных политических заявлений, описывающих межнациональные отношения в странах ЕС.

Общепризнано, что в послевоенной Европе в основу национальной политики лёг так называемый принцип мультикультурализма. Этот же термин стал широко использоваться и в ходе становления Европейского Союза. Эксперты отмечают, что с начала 2000-х годов, под давлением миграционных процессов, данный принцип европейской национальной политики деградировал, начал подвергаться критике европейскими политиками, прежде всего, внутри крупных национальных государств Союза. Ряд лидеров Германии, Франции и Великобритании даже заявляли о провале политики мультикультурализма.

Так, в октябре 2010 г., на встрече с молодыми членами Христианско-демократического союза (ХДС) в Потсдаме, под Берлином, канцлер Германии А. Меркель заявила, что попытки построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалились».  Меркель сказала: «Концепция, по которой мы в настоящее время живём бок о бок и счастливы этим фактом, не работает».

В 2011 г. президент Франции Н. Саркози в ответ на вопрос о мультикультурализме во время эфира на канале TF1 заявил: «Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало — об идентичности принимающей стороны. Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно. Если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое сообщество, являющееся национальным. Если кто-то с этим не согласен, пусть не приезжает во Францию. Наши соотечественники, исповедующие ислам, должны иметь возможность жить и практиковать религию, как и все другие наши сограждане, принадлежащие другим конфессиям, но речь должна идти лишь о французском исламе, а не исламе во Франции».

Тем не менее, иных внятных принципов национальной политики, помимо мультикультурализма, на данный момент в Европе не артикулировано.

Мультикультурализм понимается как основа национальной европейской политики на базе защиты прав этнических и религиозных меньшинств. Согласно этим принципам, демократическое государство обязано создавать условия для того, чтобы меньшинства, прежде всего мигранты, могли воспроизвести и развивать этнокультурное сообщество внутри большого национального общества.

Безусловно, активное гуманитарное сотрудничество России и Европейского Союза в 90-е годы, объективно повлияло на отечественное правотворчество в сфере национальной политики в виде отчётливо различимом влиянии европейской концепции мультикультурализма.

Лишь спустя несколько лет российское общество осознало наличие не только общих черт истории и современности проживания различных национальностей на одной территории – в России и в Европе, но и было обращено справедливое внимание на существенные различия в характере межнациональных отношений. Основное отличие раскрывает тот непреложный факт, что Европа строила национальную политику в условиях практически мононациональных государств, которые принимали масштабные волны трудовых и политических мигрантов – начиная с событий начала ХХ века. Россия же несколько веков жила в условиях проживания на одной территории многочисленных народов и народностей, без существенного притока трудовых и политических мигрантов.

В 90-е годы, в период формирования государственной идеологии постсоветской России, жесткая позиция Европейского Союза оказывала существенное влияние на формирование национальной политики Российской Федерации. Требования для Российской Федерации носили откровенно идеологический характер, и были одним из основных источников создания либеральной государственной идеологии Российской Федерации.

При всей невнятности понятийного аппарата национальной политики, политические руководители, эксперты, общественные активисты 90-х годов исходили из общего понимания, что нация и этнос суть идентичные понятия. Народ России воспринимался как общность некоторого количества этносов.

Исходя из этого понимания терминов, в начале 90-х годов при формировании основ национальной политики России, законодатели отталкивались от факта существования российской нации как суммы культурно-языковых общностей народов и этносов. В Конституции России данное положение фиксирует преамбула:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединённые общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Русский язык был объявлен государственным языком российской нации, и лишь много позже, в 2020 г. в ходе внесения поправок в Конституцию России получил разъяснение следующего рода: «русский язык – язык государственнообразующего народа».

Базовые принципы национальной политики России естественно предполагают запрет не только на дискриминацию по национальному или религиозному признаку, но и запрет на создание политических партий по национальному или конфессиональному признаку.

Отметим, что государственная идеология в национальной сфере в преамбуле Конституции Российской Федерации исходит из фактической дефиниции, что нация – это многонациональный народ. Не более того. В исходные идеологические принципы внесена и формула «общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов», дискуссия вокруг которой была одной из ключевых в Российской империи в конце 19 века и начале 20 века, и продолжилась в первые два десятилетия советской власти. Исторический парадокс заключается в том, что формулировка, активным сторонником которой был основатель Советской России В. И. Ленин, появляется в Конституции Российской Федерации, буква и дух которой был антитезой советскому политическому устройству общества. Но к этой теме мы подробнее вернемся позднее.

Перед тем как перейти к обзору правовых актов в сфере национальной политики, которые принимались, начиная с 1996 г. в России, напомним политическое заявление первого Президента Российской Федерации, сделанное на второй сессии Совета Европы 10 октября 1997 г.

Президент России Б. Н. Ельцин сформулировал базовые принципы государственной идеологии новой демократической России:

«С победой демократии в России и с вступлением нашей страны в Совет Европы заметно увеличилась территория свободы. Теперь её протяжённость составляет 12 часовых поясов. Сегодня мы вплотную подошли к тому, чтобы сообща строить новую, «большую Европу». Без разделительных линий. Европу, ни одно государство которой не будет навязывать свою волю другим. Европу, в которой большие и малые страны — это равноправные партнёры, объединённые общими принципами демократии». [2]

2 Фонд 23. Цифровые копии видеодокументов Управления пресс-службы и информации Администрации Президента РФ (1996–1999). Опись 1. Digital Betacam (1996-1999). Дело №40 Видеосюжеты 001-003 (1997 г.). Дата 10/10/1997-11/10/1997. Место съемки Франция, Страсбург. Правообладатель Президентский центр Б.Н. Ельцина. Архивный шифр Ф. 23. № 040_001. Место хранения: Президентский центр Б.Н. Ельцина. Длительность 00:36:37.

Текст Концепции государственной национальной политики Российской Федерации был утверждён Указом Президента РФ от 15.06.1996 N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». В полном соответствии с конституционным пониманием национальной политики, основной целью государственной национальной политики заявлялся учёт интересов народов Российской Федерации:

«В целях всестороннего учёта интересов народов России и обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики, руководствуясь частями 2 и 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

  1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации.
  2. Рекомендовать федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке федеральных, региональных и местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН».

Таким образом, при всей неопределенности понятий нация, народ, этнос, которые трактовались как равнозначные, Концепция государственной национальной политики ограничилась этническим пониманием нации.

Тем самым государственная национальная политика свелась к сохранению самобытности этносов, их самосознания, традиций, языка, и к развитию экономического, социального, политического состояния народов России. Целью такого подхода было укрепление национального и гражданского единства через развитие национальных этносов. Но как показывают итоги переписи населения Российской Федерации последних лет, идентичность граждан России проводится на основе национальной принадлежности. В основе методологии анализа национальных отношений лежал марксистский принцип на право наций на самоопределение.

 

Право наций на самоопределение.

 

К. Маркс, будучи марксистом №1, был и первым, кто провозгласил принцип права наций на самоопределение, который в его интерпретации звучал так: не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Именно поэтому К. Маркс в 1848 г. требовал, чтобы победоносная Германия провозгласила и осуществила свободу народов, угнетаемых немцами, а в 1869 г. требовал отделения Ирландии от Англии. Только так, полагал В.И. Ленин в работе «Социалистическая революция и право наций на самоопределение», опубликованной в 1916 г., К. Маркс мог словесному и часто лицемерному признанию равноправия и самоопределения наций противопоставить революционное действие масс в области решения национальных вопросов.

В. И. Ленин писал:

«Право на самоопределение наций означает исключительно право на независимость в политическом смысле, на свободное политическое отделение от угнетающей нации. Конкретно, это требование политической демократии означает полную свободу агитации за отделение и решение вопроса об отделении референдумом отделяющейся нации. Таким образом это требование вовсе не равносильно требованию отделения, дробления, образования мелких государств. Оно означает лишь последовательное выражение борьбы против всякого национального гнета. Чем ближе демократический строй государства к полной свободе отделения, тем реже и слабее будут на практике стремления к отделению, ибо выгоды крупных государств и с точки зрения экономического прогресса и с точки зрения интересов массы несомненны, причем они все возрастают с ростом капитализма. Признание самоопределения не равносильно признанию федерации, как принципа». [3]

  1. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Издательство политической литературы. М., 1969 г. Том 27. 644 стр. Стр. 255.

В работах И. В. Сталина также отстаивался один из важнейших принципов национальной политики – право наций на самоопределение. Нация, полагал он, имеет право свободно определять свою судьбу. Нация может создать автономию, она имеет право даже отделиться. Но данное право И.В. Сталин рассматривал с точки зрения классового подхода.

Ещё в работе «Марксизм и национальный вопрос» на примере ряда стран Европы, а также и России, И. В. Сталин выдвинул более универсальное условие реализации права наций на самоопределение — «будет ли это в интересах трудящихся слоев».

«Нация имеет право устроиться автономно. Она имеет право даже отделиться. Но это еще не значит, что она должна делать это при всяких условиях, что автономия или сепарация везде и всегда будут выгодны для нации, т.е. для ее большинства, т.е. для трудящихся слоев. Закавказские татары, как нация, могут собраться, скажем, на своем сейме и, подчинившись влиянию своих беков и мулл, восстановить у себя старые порядки, решить отделиться от государства. По смыслу пункта о самоопределении они имеют на это полное право. Но будет ли это в интересах трудящихся слоев татарской нации? Может ли социал-демократия равнодушно смотреть на то, как боки и муллы ведут за собой массы в деле решения национального вопроса? Не должна ли социал-демократия вмешаться в дело и определенным образом повлиять на волю нации? Не должна ли она выступить с конкретным планом решения вопроса, наиболее выгодным для татарских масс?

Но какое решение более всего совместимо с интересами трудящихся масс? Автономия, федерация или сепарация?

Все это – вопросы, решение которых зависит от конкретных исторических условий, окружающих данную нацию». [4]

  1. Вена, 1913 г., январь. Впервые напечатано в журнале “Просвещение” [16] №№ 3–5, март – май 1913 г. Подпись: К. Сталин

В исторической литературе указывается, что данная программная статья И. В. Сталина редактировалась В. И. Лениным, и отражала его взгляд на национальный вопрос.

После революции 1917 г. И. В. Сталин был еще более категоричен и конкретен. Вопрос с самоопределением был жестко увязан с вопросом власти – власть должна принадлежать Советам.

И В. И. Ленин, и И. В. Сталин доказывали, что принцип права нацией на самоопределение, а тем более на отделение в данных исторических условиях приведет к экономической и политической зависимости от других, более развитых и сильных государств.

В. И. Ленин и И. В. Сталин, посвятившие этой проблеме немало работ, на долгие годы заложили не только понимание нации как устойчивой общности людей, возникающей на базе общности четырех составляющих: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности психологического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры, но и методологию анализа национальных отношений и перспективу их развития, а тем самым содержание государственной национальной политики.

Важнейшее из них – право наций на самоопределение, перспективу развития наций, будущность наций.

В своей работе «Социалистическая революция и право наций на самоопределение» В. И. Ленин пишет:

«Целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их. И именно для того, чтобы достигнуть этой цели, мы должны, с одной стороны, разъяснять массам реакционность идеи Реннера и О. Бауэра о так называемой «культурно-национальной автономии», а с другой стороны, требовать освобождения угнетенных наций не в общих расплывчатых фразах, не в бессодержательных декламациях, не в форме «откладывания» вопроса до социализма, а в ясно и точно формулированной политической программе, специально учитывающей лицемерие и трусость социалистов в угнетающих нациях. Подобно тому, как человечество может прийти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечество может прийти лишь через переходный период полного освобождения всех угнетенных наций, т. е. их свободы отделения». [5]

  1. В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Издательство политической литературы. М., 1969 г. Том 27. 644 стр. Стр. 256.

В работе «Национальный вопрос и ленинизм» И. В. Сталин развивая мысль В. И. Ленина об отмирании национальных отличий, уточняет, что это произойдет только после «победы социализма во всемирном масштабе».

«Когда мировая социалистическая система хозяйства окрепнет в достаточной степени и социализм войдет в быт народов, когда нации убедятся на практике в преимуществах общего языка перед национальными языками, — национальные различия и языки начнут отмирать, уступая место общему для всех мировому языку».

Вместе с тем, в их работах мы не найдем ответа на конкретные формы «объединения» наций, ни во всемирном плане, ни в рамках одного государства, кроме общих выводов, что вместо буржуазных наций возникнут нации социалистические.

Если до Октябрьской революции право нацией на самоопределение в основном обосновывалось примерами национальной эксплуатации в Европе и отчасти в России на примере Финляндии и Польши, то после встал вопрос о национальной политике по отношению к народам России. В период империализма и даже после февральской революции национальная политика, полагали основатели Советской России, привела «к усилению национальной вражды, подрыву взаимного доверия».

Национальный вопрос рассматривался революционными марксистами под углом зрения отношений «между империалистическими государствами и завоеванными странами», с целью приближения мировой социалистической революции.

Важно подчеркнуть, что даже в политически развитых социал-демократических партиях настаивали на автономии своих народов в рамках Российской империи и только некоторые из них выдвигали требования федеративного отношений с Россией.

Немецкий социал-демократ К. Каутский в работе «Национальность и международность» обосновал прав наций на самоопределение тем, что: «я за другими нациями должен признавать те же права, которые я требую для собственной». А равенство прав для отдельных индивидуумов одного народа, должно быть признано между отдельными нациями внутри международного общения.

В то время К. Каутский выделяет лишь два способа «проведения самоопределения народов» — это революция и война.

Среди многочисленных публикаций начала 20 века упомянем работу К. Залевского «Национальный вопрос и интернационал». [6]

  1. К. Залевский. Национальный вопрос и интернационал. Петроград. 1918 г. 116 стр.

Под псевдонимом К. Залевский выступал С. С. Трусевич, социал-демократ, автор многочисленных публикаций в российской периодике по актуальным политическим вопросам. В упомянутой работе К. Залевский показал особенности острой дискуссии среди социал-демократов и других политических партий России в конце 19 – начале 20 веков по национальному вопросу. Именно в эти годы, по мнению К. Залевского, родилась известная формула о праве наций на самоопределение, что в интерпретации В. И. Ленина означало право народа на создание собственного государства. Данная позиция была закреплена в Резолюции первой легальной партийной конференции Российской социал-демократической партии (большевиков), состоявшейся в апреле 1917 г., в советской партийной истории получившей название 7 Апрельская Всероссийской конференция РСДРП (б).

По национальному вопросу докладывали И. В. Сталин и Г. Л. Пятаков. Конференция приняла резолюцию в редакции В. И. Ленина с четкой формулировкой о праве за всеми нациями, входящими в состав России, на свободное отделение и образование самостоятельного государства. С оговоркой, что это право непозволительно смешивать с целесообразностью отделения той или другой нации в тот или иной момент. Так впервые партия большевиков на уровне теории и партийных документов сформулировала концепцию национальной политики.

Едва ли не первым документом, принятый новой советской властью, была «Декларация прав народов России».

Документ подписан народным комиссаром по делам национальностей Иосифом Джугашвили – Сталиным и Председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым (Лениным) 2 ноября 1917 г. [7]

  1. РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 24219.

В основу своей деятельности по вопросу о национальностях Совет народных комиссаров решил положить следующие начала:

  1. Равенство и суверенитет народов России.
  2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
  3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
  4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Справедливости ради, необходимо отметить, что в дальнейшем эту формулировку стали распространять в Советской России и далее в СССР на все нации, народы и народности.

Таким образом, и до, и после Октябрьской революции шли дискуссии по ключевому вопросу о праве наций на самоопределение, но даже самые ортодоксальные марксисты понимали, что этот принцип конкретно-историчен и обусловлен многими условиями его реализации.

Резюмируя российскую дискуссию начала 20 века, необходимо отметить, что марксисты рассматривали национальный вопрос как способ расширения социальной базы социалистической революции, как практическую реализацию марксисткой идеологии по борьбе за свободу угнетенных народов и угнетенных классов. При этом обуславливали право на самоопределение народов вплоть до отделения существованием условий для реализации этого права. В целом они признавали, что в свободном демократическом социалистическом государстве исчезает социальная база, необходимость самоопределения, так как исчезает угнетение и несвобода.

Как следствие, в последующие годы последовала практическая реализация политического тезиса большевиков о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Советская власть последовательно реализовала марксистско-ленинскую идеологию, ставшую государственной идеологией в сфере национальной политики, в конкретных исторических и политических условиях. Вплоть до 1936 г. создавались, преобразовывались, упразднялись автономные области, автономные республики, республики, трудовые коммуны, признавались независимыми государствами отдельные территории, ранее входившие в состав Российской империи, создавались Советские социалистические республики. Исторические аспекты этой бурной деятельности не являются предметом рассмотрения данной работы, но политические процессы столетней давности оказали самое непосредственное влияние на формирование последующего советского периода жизни, равно как и постсоветского, вплоть до наших дней.

 

Советский народ.

 

Спустя десятилетия в партийных документах возникла идея о новой исторической общности людей – советском народе.

В 1961 г. выступая на 22 съезде КПСС Н. С. Хрущев провозгласил:

«В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющая общие характерные черты – советский народ». [8]

  1. 22 съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. Т. 1, м., Госполитиздат, 1962, стр. 608.

В документах 24 съезда КПСС, через 10 лет после заявления Н. С. Хрущёва, эта идея о новой исторической общности, не просто как синониме населения, закрепилась окончательно. Цитата из Доклада Генерального секретаря ЦК товарища Л. И. Брежнева:

«Мы исходили и исходим из того, что у нас сложилась новая историческая общность — советский народ, в основе которой лежит нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции при ведущей роли рабочего класса, дружба всех наций и народностей страны». [9]

  1. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. Доклад Генерального секретаря ЦК товарища Л. И. Брежнева XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза, 24 февраля 1976 г. Стр 217-218.

Электронная библиотека исторических документов. Российское историческое общество. https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/356048#mode/inspect/page/76/zoom/4.

Окончательно идея о советском народе как новой общности людей была закреплена в 1977 г. в Преамбуле Конституции СССР:

«СССР построено развитое социалистическое общество… .

Это — общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ».

Мы сознательно уходим от анализа, развернувшегося в последние годы трактовок этого феномена. В нем мы видим не более чем идеологический конструкт власти, берущей свое начало у В.И. Ленина и И.В. Сталина. Вместе с тем, нельзя не отметить и позитивный смысл этого конструкта, связанного с выражением советской идентичности.

Новацией, отличием от идеологии построения национальной политики в Российской Империи и в Советской России первых десятилетий существования, было то, что проект новой исторической общности – советский народ, не предполагал создания государства-нации. Нация теряет идентичность национальной, этнокультурной общности, и перерастает в сугубо политическую, гражданскую идентичность. Это скорее была наднациональная общность, а СССР воспринималось как многонациональное государство, что соответствовало логике построения политического пространства: союзные республики, автономные республики, автономные края, автономные округа и автономные области.

Будут не правы те, кто считает, что понятие советский народ осталось в прошлом политической истории России. В дискуссии о государственной идеологии России, политики и эксперты, представляющие современный российский консерватизм, широко используют понятия русская цивилизация и русский мир, описывая новую гражданскую, политическую общность, которая, по их мнению, формируется на территории постсоветского пространства. И понятия советский народ, советская общность в этой дискуссии фигурируют как живые политические термины, но с некоторым новым прочтением.

Д. п. н., профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, член «Изборского клуба» С. Ф. Черняховский, в интервью «Бизнес Онлайн» «Далеко не все те, кто тяготеет к России, готовы называть себя русскими», опубликованном 3 декабря 2023 г., заявил:

«— А вам больше нравится слово «российский»?

— Мне больше нравится слово «советский». Кстати, вот мы говорим о Русском соборе. А сам термин «собор» — это исследовательская выдумка конца XIX века. Те соборы, которые были еще при Иване Грозном, тогда соборами не называли. Их называли советами земли Русской. А потом это переросло в политические требования. Пусть будут соборы, соборность. Русские консерваторы этим увлекались в XIX веке. Само русское национальное государство возникло при Иване III. Но при Иване Грозном, когда уже складывается Московское царство, начинается процесс перерастания русского национального государства в империю, который завершился при Петре.

Одним из инструментов этого перерастания были как раз советы земли Русской, которые сыграли огромную роль. Большинство вопросов, вплоть до провозглашения того или иного царя, решали советы». [10]

  1. Деловая электронная газета “Бизнес Online». 3 декабря 2023. Сергей Черняховский: «Далеко не все те, кто тяготеет к России, готовы называть себя русскими».

https://www.business-gazeta.ru/article/615719.

После распада СССР, политические руководители, пришедшие к власти в России в начале 90-х годов 20 века, на практике использовали опыт политической работы В. И. Ленина и И. В. Сталина в процессе завоевания и удержания власти.

Цитата с официального сайта Президентского центра «Ельцин-центр»:

«6 августа 1990 года, 25 лет тому назад, глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, выступая в Казани, произнес хрестоматийную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Позже он повторил ее в Уфе».  [11]

  1. https://yeltsin.ru/news/boris-elcin-berite-stolko-suverineteta-skolko-smozhete-proglotit/

Продолжение фразы Б. Н. Ельцина — «Но вы находитесь в центре России — и об этом нужно подумать», в политических реалиях тех лет была проигнорирована, а вот первая часть тезиса стал практическим руководством для национальных элит СССР.

 

Коррекция национальной политики России в 2012 г.

 

Необходимо учитывать, что несмотря на многочисленные попытки обсуждения и принятия новых, обновлённых, адаптированных к современным условиям основ национальной политики России, которые предпринимались в последующие, после 1996, годы, только в 2012 г. была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, сменившая Концепцию государственной национальной политики.

Сравнительный анализ этих двух документов выявляет коррекцию общественного понимания национальной политики. Если авторы Концепции 1996 г. сосредоточились на обеспечение прав, свобод и развития народов и народностей Российской Федерации, вполне в духе европейской философии мультикультурализма, то Стратегия государственной национальной политики образца 2012 г. во главу угла поставила задачу формирования и упрочнения политической общности граждан – российской нации.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации образца 1996 г. последовательно исходила из идеологической дефиниции российской нации как многонационального народа:

«Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих её народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур».

Концепция государственной национальной политики предусматривала обеспечение развития национальностей и народов России, национально-культурное самоопределение (национально-культурную автономию) народов России, последовательно исходила из принципа превалирования прав и свобод человека над прочими гражданскими ценностями и задачами общественного развития, что является принципиальным признаком либеральной идеологической конструкции.

Первоочередные принципы Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утверждённая Указом Президента РФ от 15.06.1996 N909:

«II. Принципы государственной национальной политики

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Здесь же изложены и те принципы, принятие которых Российской Федерацией были принципиальными для Европейского Союза:

«гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации».

Иерархия основных целей и задач государственной национальной политики в тексте Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, подчеркивает идеологический подход:

«Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно — нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и признания его высшей ценностью».

В развитие Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, где ключевым механизмом реализации прав и свобод народов и народностей, формой самоопределения объявлялась национально-культурная автономия, был принят Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

Закон дал определение понятия национально-культурной автономии:

«Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов».

Помимо этого, были приняты Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», Законы Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», «О языках народов Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Российская Федерация приняла на себя обязательства в сфере защиты прав национальных меньшинств. Были ратифицированы Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Рамочная конвенция Совета Европы о защите прав национальных меньшинств.

В «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 19.12.2012 N 1666 очевидна коррекция целей и задач национальной политики, ставящих главным приоритетом формирование российской нации, понимаемой как гражданской, политической идентичности граждан России, носящей более высокий уровень идентичности, нежели национальные, этнические различности. Понимание нации начинает терять качество национальной, этнокультурной дефиниции. Концепция мультикультурализма, подходы, навязываемые Европейским Союзом, либеральная концепция национальной политики начинает преодолеваться.

Этим же документом был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».

Несмотря на изменение главного приоритета государственной национальной политики, в целом Стратегия редакции 2012 г. сохранила подходы, цели, механизмы реализации государственной национальной политики, сформированные в 90-е годы, с акцентом на приоритет прав и свобод гражданина и права народов на самоопределение, культурную самоидентификацию. Существенная редакция Стратегии была проведена в 2018 г. Указом Президента Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666».

В отредактированной Стратегии выстроена иная, нежели в более ранней Концепции государственной национальной политики, иерархия целей.

Целями указаны:

«Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан и т.д.».

Даны дефиниции:

«Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

б) многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) — сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;

в) гражданское единство — основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;

е) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) — потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;

ж) народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации — национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность».

По мнению авторов, при признании положительной самой попытки дать определения, данные дефиниции носят крайне неопределенный характер. Особенно это относится к определению народов, национальностей. Неудачно определение российской нации, так как в нем не раскрывается основа идентичности, что собственно представляет из себя гражданское самосознание, которое по мнению авторов Стратегии является основой формирования российской нации. Данное положение является рудиментарным либеральным подходом к вопросам государственной идеологии. Либеральный идеал гражданина – свободная, необремененная общественно значимыми целями личность. В статье «Государство как важнейшая ценность государственной идеологии России» авторы отмечали, что для либералов подлинная реальность – это человечество, состоящее из индивидуумов, которые вращаются в различных социальных плоскостях: нация, религиозные сообщества, профсоюзы, партии, не отдавая этим принадлежностям каких-либо прерогатив. Либеральный подход к организации общественного устройства России базируется на атомизации, разъединении, дезинтеграции общегражданских идентичностей, чему, собственно и служит выдвижение на первый план государственной идеологии в либеральном видении непререкаемой, абсолютной ценности прав и свобод гражданина, в ущерб всем прочим ценностям.

Выделим первоочередные задачи государственной национальной политики Российской Федерации из большого перечня задач, закрепленных в Стратегии государственной национальной политики образца 2012 г.:

а) обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

г) содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации;

д) формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

е) сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации».

В Стратегии государственной национальной политики после редакции 2018 г. появился принципиально важный пункт, которого не было в первоначальном тексте Стратегии:

«11.1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру» (п. 11.1 введен Указом Президента РФ от 06.12.2018 N 703).

Впервые для оценки эффективности государственной политики в отношении такой чувствительной сферы как межнациональные и межконфессиональные отношения, Стратегией государственной национальной политики были определены соответствующие методики.

Так, укажем некоторые целевыми показателями реализации Стратегии:

«а) уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах);

б) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах);

в) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах);

г) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах);

д) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий».

В последующие годы основы национальной политики были развиты в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Постановлении Правительства РФ от 20.08.2013 N718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)»».

В 2016 г. произошла смена механизмов реализации государственной национальной политики. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. утверждена Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики». Этим же Постановлением было признано как утратившее силу Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)»».

В Государственной программе привлекает внимание несоответствие иерархии первоочередных целей государственной национальной политики иерархии ожидаемых результатов. Так, главными целями Государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» названы:

«укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;

гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество;

сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;

укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

При этом в Государственной программе первоочередными ожидаемыми результатами обозначены:

«укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны, в том числе увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации (до 83,5 процента к 2025 году);

увеличение уровня общероссийской гражданской идентичности (до 81 процента к 2025 году);

укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;

увеличение количества языков народов России, используемых в ходе реализации проектов и программ в сфере государственной национальной политики Российской Федерации за весь период действия государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (до 32 единиц к 2025 году);

увеличение количества членов казачьих обществ (до 177 тыс. человек к 2025 году);

обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Российской Федерации, включая создание необходимых условий для сохранения и защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни».

В первом случае формирование общегражданской идентичности (российской нации), на одном из последних мест, а в качестве ожидаемого результата называется укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны. Заключение авторами Государственной программы в тексте документа российской нации в скобки видится символичным. В целом такая позиция соответствует идеологии конституционализма, фактически определившей российскую нацию как многонациональный народ Российской Федерации.

Комплекс исторических идей раннего советского периода оказал не только огромное влияние на последующий советский период восприятия государственной национальной плитки, но и до сих пор оказывает внимание на национальную политику.  С существенным изменением принципов государственной национальной политики в 90-е годы прошлого столетия, когда реализовывалась либеральная идеологическая модель построения национальных отношений, предполагавшая главным принципом государственной национальной политики формирование гармоничного гражданского общества на основе прав и свобод индивидуумов, и обеспечение стабильности межнациональных отношений на основе поддержки, защиты, развития этнокультурных обособленностей.

 

История понятия нация.

 

Исследуя формирование понятия нация, необходимо учитывать сложный характер этого термина, история которого отражает сложность политических, общественных процессов в 19-21 веках. У прочтения понятия нация как наднационального смыслового комплекса, получившем четкое развитие в виде понятия советский народ, имеется своя предыстория.

Работ, посвященных истории формирования понятия нация, огромное количество. Авторы обратили внимание на убедительный анализ эволюции понятия нация в контексте его использования в русском языке от петровского времени до конца 19 века, который был сделан А. И. Миллером в статье «История понятия нация в России», опубликованной в двухтомном сборнике, посвящённой политической семантике России «Понятия о России. К исторической семантике имперского периода». [12]

  1. Понятие о России. К исторической семантике имперского периода». Новое литературное обозрение. Москва. 2012. Год. 2 том. 492 стр.

В документах первой трети 18 века слово нация объясняется как народ «русский, немецкий, польский и прочая», т.е. в смысле государственной принадлежности. «таким образом, — заключает А. И. Миллер, — к первой четверти 18 века понятие народ уже было прочно усвоено, утратило новизну и использовалось для пояснения понятия нация в качестве эквивалента. Это сохранилось и в впредь». [13]

  1. Там же. Стр. 10.

В целом в 18 веке понятие нация употреблялось не только как синоним народа, но и как держава, империя. Это приводило к тому, что когда Россия рассматривалась в сравнении с другими государствами, употребляли понятие нация, когда рассматривали внутреннее проблемы, вне сравнительного контекста, то употребляли понятие народ.

Новый аспект в трактовке нация берет свое начало в революционной Франции. Нация в «Декларации прав человека и гражданина» в 1789 г., понималась как «над сословная общность, наделенная суверенитетом и правом политического представительства».

В конце 18 и начале 19 веков понятие нация заимствуется в России заново, уже из контекста революционной Франции, когда понятие нация использовалось в контексте описания конституционных реформ. И тем не менее, вопрос о соотношении понятий нация и народ рассматривались не в плане политическом, но как правило в ключевых политических документах речь шла о замене «слово нация русскими эквивалентами «народ, народность»» с целью использования слова, более понятные широкой публике. [14]

  1. Там же. Стр. 23.

К концу 19 века набирает силу «тенденция использования понятия нация прежде всего для обсуждения темы этнической или расовой консолидации, а также темы нации как организации и как мистической духовной связи». [18]

  1. Там же. Стр. 40.

А. И. Миллер выделяет четыре основных понятия нация в российском дискурсе.

Во-первых, в первой и второй трети 19 века понятия нация ассоциировалось с западноевропейским и, в частности с французским революционной, опытом политического представительства, как политическая, над сословная общность.

Во-вторых, понятия нация как эквивалент народа.

В-третьих, понятие нация использовалось для описания и структурирования империи: «русская нация внутри империи», «государственнообразующая нация», что активно использовалось в последующих 20 и 21 веках.

В-четвертых, понятие нации использовалось для описания отношений России с другими европейскими державами.

Одним из первых наших современников, кто выступил против этнической характеристики нации был академик В. А. Тишков, кстати, выходец из Свердловской области, в работе «Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии», опубликованной в 2003 г. И как первопроходец попал под огонь жестокой, необоснованной критики, в полном соответствии с мыслью Ллойда Демоза.

В современном российском политическом лексиконе, несмотря на существующую понятийную неопределенность, понятия нация начинает пониматься как политическая, гражданская идентичность. Точнее начинает пониматься как гражданская общность, которая присуще конкретно-историческая форма культурности, выраженная понятием русская цивилизация, которая не есть простая слагаемое этнокультур народов России, а носит признаки именно цивилизационного характера.

Как мы уже упоминали, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года вводится понятия «российская нация» как сообщество граждан Российской Федерации. Смысл этого понятия был очерчен в публичных выступлениях В. В. Путина.

В 2004 г., выступая на рабочей встрече в г. Чебоксары Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил:

«Еще в советские времена говорили о единой общности – советском народе. И были под этим определенные основания. Полагаю, что сегодня мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации. Есть, на мой взгляд, нечто такое, что всех нас объединяет. Наши предки очень многое сделали для того, чтобы мы чувствовали это единство. Это наша историческая и наша сегодняшняя реальность тоже. Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно одним народом. Используют все свое культурное богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство». [16]

  1. В. В. Путин. Вступительное слово на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. 5 февраля 2004 г.. Чебоксары.

http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/comminity_meetings/22349.

Позднее, в своей статье «Россия: национальный вопрос», опубликованной в 2012 г., Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил:

«И, кстати, наш праздник 4 ноября – День народного единства, который некоторые поверхностно называют «днем победы над поляками», на самом деле – это «день победы над собой», над внутренней враждой и распрями, когда сословия, народности осознали себя единой общностью – одним народом. Мы по праву можем считать этот праздник днем рождения нашей гражданской нации.

Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки. Как и этнические татары, евреи, белорусы…». [17]

  1. Газета. 23.01.2012. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос».

https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html

В авторской статье В. В. Путина, по суди дела обосновывается смена идеологии государственной национальной политики, когда утратила силу Концепция государственной национальной политики Российской Федерации и была утверждена Стратегия государственной национальной политике Российской Федерации:

«Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».

И далее, нам необходим такой тип государства «где нет «нацменов», а принцип распознания «свой–чужой» определяется общей культурой и общими ценностями».

 

Идеология государственной национальной политики.

 

Важно иметь в виду, что изначально со времен Октябрьской революции 1917 г., периода СССР, и в современной России, особенно в 90–е годы прошлого столетия, когда формировались новые подходы в государственной идеологии национальной политики, национальная политика по сути дела сводилась к мерам национального пробуждения. Вершиной такой политики стало формирование и закрепление в конституционные закрепления национальных территорий в виде государственных образований.

Этнические отличия в виде национальной принадлежности вошли в основной рубрикатор классификации населения при проведении всероссийской переписи населения, фиксировалось в основных документах, определяющих гражданскую принадлежность.

«Неудивительно, — пишет В. С. Малахов, — что этнические различия стали восприниматься в качестве главных и решающих в системе социальных различий… . Отсюда произошла такая особенность российского политического мышления, как методологический этноцентризм – взгляд на общество как на конгломерат этносов» (народов)». [18]

  1. В. С. Малахов. «Настоящее и будущее «национальной политики». Прогнозис. №3(7) 2006 г. Стр. 146.

Мы уже указывали, что первым нормативным документом, регулирующим государственную национальную политику новой демократической России, был Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 г. Особенностью этого документа было то, что в нем ни разу не употреблено понятие нация.

Концепция государственной национальной политики ограничивалась этническим понимание нации, предполагая использование как равнозначных понятия этнос, народ, национальность.

Неопределенность исходных понятий привела к неопределенности и даже внутренним противоречиям государственной национальной политики. Так одним из принципов государственной национальной политики провозглашалось «сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации». Но поскольку единое пространство в Российской Федерации мыслилось через призму столкновения различных этносов (народов), то основной целью государственной национальной политики виделось в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России. Напомним п.19 подпункт б) Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: «Обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей». Таким образом, укоренить целостность Российской Федерации предлагалось посредством развития национального самосознания, самостоятельности национальных образований и самоопределения народов.

Как управлять этим богатством, разнообразием и неопределенностью, тем более, что одни народы наделены национально-территориальной государственностью, а большинство нет. Как проводить единую государственную национальную политику для обеспечения условия для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России при утверждении особой роли русского народа – государственнообразующей национальности?

Существенный прорыв в официальных документах произошел с появлением Указа Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в 2012 г.

Впервые в нормативном документе появилось понятия российская нация, как многонациональный народ Российской Федерации, различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием.

Вводится понятие «общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) – осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимость соблюдать гражданские права и обязанности, а также приверженности базовым ценностям российского общества».

Что касается методологии государственной национальной политики – она осталась в прежней парадигме, в рамках либеральной идеологии 90-х годов, опирающейся на умножение этнокультурных различий граждан России.

Таким образом, современная государственная национальная политика, с одной стороны, трактует понятия народа, национальности, этнической общности как синонимы (подпункт ж) Стратегии государственной национальной политики – «народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации – национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность»). С другой провозглашается задача «укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации».

Возникают сомнения в адекватности предмета регулирования государственной национальной политики Российской Федерации. Приведет ли сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия, поддержка национального самосознания к укреплению общегражданской идентичности?

Марксисткий принцип классового подхода к анализу социальных явления подменяется принципом национально-этническим, «методологическим этноцентризмом».

При этом необходимо учитывать справедливость замечаний отдельных экспертов. Так А. Н.  Полиенко А. Н. к.ф.-м.н., представитель УИУ РАНХиГС, в ходе дискуссии, которая проходила на полях Уральского института Управления на заседании экспертного «Екатеринбужского клуба» в 2023 г. отметил:

«Оба направления (развитие нации и национальностей) нужно усиливать одновременно. Этот маршрут технологически проложить не сложно, если методы данной работы развести по уровням. Вопросы единства, укрепления нации нужно поднимать максимально публично на примерах совместных достижений и свершений, общего проявления патриотизма, то есть на идеологическом уровне. А вот работу то развития национальных культур перевести на более частный, «камерный» уровень государственной и общественной поддержки национально-культурной идентичности».

Авторы данной статьи не претендуют на исчерпывающий междисциплинарный анализ понятий народ, нация, этнос, национальность, национальное меньшинство.

Мы ставим под сомнение, прекрасно осознавая всю инерцию мышления научных экспертов и политологов, традиционную трактовку нации как однозначно этноса, либо определенный этап развития этноса.

Во-первых, это связана с неопределенностью понятия этнос. Существуют объективные основания для замечания В. А. Тишкова:

«Этничность — средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социополитической арене, а наблюдаемая в различных формах этническая мобилизация диктуется требованиями тех или иных материальных факторов, которые определяют социальное поведение». [19]

  1. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии, 1993, № 1.

История России не подтверждает однозначного национально-этнического подхода к пониманию российской нации как многонационального народа России. Существует и иной подход к пониманию российской нации — как политического сообщества граждан России. Другими словами, одни идентичность граждан России определяют на основе национально-этнического измерения, другие – идентичность трактуют как осознание себя гражданами Российского государства.

Подход авторов данной статьи предполагает разрешение выявленных противоречий. Востребована коррекция государственной идеологии на основе современного российского консерватизма, и как составной части – государственной идеологии национальной политики. Данная постановка вопроса предполагает разведения предметов управления, государственного регулирования. Формирование общегражданской идентичности – основа государственной национальной политики. Идентичности не на основе этнокультурных различий, разделяющих граждан России, а на основе общих духовно-нравственных ценностей, политических, исторических, культурных воззрений, на основе русского языка как языка российской нации. При безусловном обеспечение прав народов, народностей, национальностей, этносов Российской Федерации на культурное развитие, что обеспечивается государственным регулированием культурного пространства.

Данную позицию разделяют наши политические и духовные лидеры.

Так, Патриарх Вся Руси Кирилл на заседании Всемирного народного русского собора в 2023 г. заявил:

«Когда используется термин «нация», обычно имеют в виду общность людей, говорящих на одном языке».

И далее. «Определяющее значение имеет единство культурное, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения». [20]

  1. 28 ноября 2023 г. Пленарное заседание Всемирного русского народного собора.

http://www.kremlin.ru/events/president/news/72863.

На вышеупомянутом заседании Всемирного народного русского собора Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил:

«Русский – это больше чем национальность… . Это в том числе культурная, духовная, историческая идентичность».

И в своем выступлении на Всемирном народном русском соборе в 2023 г., и в статье «Россия: национальный вопрос» Президент Российской Федерации В. В. Путин говорит о приоритете общегражданской идентичности над национальной или этнокультурной.  Статья В. В. Путина носит мировоззренческий новаторский характер: впервые руководитель государства поставил задачу – гражданское единство, российскую нацию можно и нужно объединить на основе традиции, соборности, русской духовности, права, чести и достоинства – всего того, что исконно присуще тысячелетней истории России.  Акцент государственной национальной политики сделан не на развитии самобытности отдельных этносов, а на том, что должно объединять граждан России, с обозначением особой исторической, политической, гражданской миссии русского народа как государственнообразующего народа.

Государственная идеология России обязана ответить на вопрос видения россиянами пути освобождения от несвобод и бремени русофобства, несправедливого миропорядка, пути устроения справедливого внутрироссийского мира, формы культурного развития народов России. Данный подход предполагает отказ от плена видения национальной политики России исключительно в контексте развития этнокультурного обособления.

Мы не ставили перед собой задачу перечислить все традиционные для российской нации ценности, осуществив критический анализ вопросов государственной идеологии. Мы хотели показать, что государственной идеологии быть, и её цель создание истинно народного государства, которое должно поставить во главу угла национальные интересы, как во внешней, так и во внутренней политике.

Прав В. В. Путин, внесший в 2023 г. изменения в Указ Президента России №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (с изменениями и дополнениями): «Перед Российской Федерацией стоит задача сбережения народа России, сохранение фундаментальных ценностей и принципов, на которых основано единство российского общества, обеспечение дальнейшего развития страны как социального государства, гарантирующего защиту прав и свобод человека, повышение качества жизни граждан.

Это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в сохранении и укреплении общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Процесс сложный, затрагивающий политические интересы многих «национальных элит». Процесс не скорый, инерционный. Вследствие чего необходима широкая общественная дискуссия, которую необходимо начинать с усвоения экспертным и научным сообществом преимуществ подходов, который дает современный российский консерватизм, и не узко по национальному вопросу, а шире – по государственной идеологии современной и будущей России. Философия современного российского консерватизма даёт прочную методологическую основу, позволяет определить понятийный аппарат, наметить программу действий в политической сфере, в нормативно-правовой базе, даёт надежную опору для конституционного процесса. В конечном итоге, формирует ответ России и российской нации на вызовы и угрозы меняющегося миропорядка, определяет образ будущего России и русскоязычного мира.